22.11.2018
Вокально-хоровой кружок
Руководитель: Маратканова Т.В.,
педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории
Дополнительная общеобразовательная программа вокально-хорового кружка ориентирована на музыкально-творческое развитие школьников, имеющих тяжёлые нарушения речи с 1 по 9 класс (7-9 лет). Реализация программы осуществляется в рамках музыкальных занятий по дополнительному образованию.
При составлении программы учитывался собственный педагогический опыт Мараткановой Т.В. и использовались программы по развитию певческого голоса (методика Емельянова В.В.), ведущие федеральные программы по предмету «Музыка» в общеобразовательных учреждениях.
Программа разделена на 3 возрастные группы: младшая 7-9 лет по 2 часа в неделю, что составляет соответственно 72 часа в год. Средняя и старшая группы по 3 часа в неделю, что составляет 108 часов в год.
Цель программы - развитие музыкальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе развития певческих способностей, детского голоса в рамках дополнительного образования.
Основные задачи программы:
- формирование духовных ценностей, развитие интеллекта;
- формирование и развитие вокальных, ансамблевых навыков и певческих качеств;
- закрепление речедвигательных, артикуляционных и дыхательных навыков;
- творческое самовыражение и личностное развитие учащихся;
- развитие эмоционально-волевых и коммуникативных качеств;
- развитие эмоциональной сферы учащихся;
- развитие познавательного интереса к музыкальной деятельности.
Программа объединяет следующие разделы: учебно-воспитательная работа, развитие певческого голоса (артикуляционные упражнения, певческое дыхание, работа над дикцией, интонационно-фонетические упражнения), работа над репертуаром, элементарная теория музыки, развитие актерских и творческих способностей, концертная деятельность.
Решаются образовательные, воспитательные и развивающие задачи, программный материал осваивается поэтапно, дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья детей.
При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию: подготовку голосового аппарата, развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости.
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Отдельно проводится сольная работа с одарёнными учениками.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи);
- наглядно – зрительный (видеозаписи);
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово);
- практический (показ приемов исполнения, импровизация);
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ);
- методические ошибки;
- методические игры.
Результаты освоения программы вокально-хорового кружка
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, речевую реабилитацию. У обучающихся обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Предметными результатами занятий по программе являются:
- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;
- овладение основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
Метапредметными результатами являются:
- овладение способами решения поискового и творческого характера;
- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;
- приобретение опыта в вокально – творческой коллективной деятельности.
-бережное отношение к своему голосу, дыхательная гимнастика.
Личностными результатами занятий являются:
- формирование эстетических потребностей, ценностей;
- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;
- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, гражданско-патриотическому воспитанию.
Способы отслеживания результатов освоения
образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированных основных умений и навыков 1 раз в четверть проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня формирования вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики разработанной руководителем вокально – хорового кружка.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.