02.09.2019
Руководитель: Екатерина Михайловна Лебедева,
Все дети любят рисовать, конструировать и лепить. Работа с разнообразными материалами развивает у ребенка художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности, развивает мелкую моторику руки, пространственное воображение. Лист бумаги, краски, цветная бумага, ножницы, пластилин и глина помогают детям познавать мир и рассказывать о нем, передавать свои эмоции, впечатления. Это особенно важно для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР). Художественная деятельность таким детям предоставляет возможность почувствовать себя творцом, укрепить уверенность в себе, пробудить творческий потенциал, научиться моделировать коммуникативный процесс в общении.
В своих работах ребенок передает не только то, что он видит в окружающей жизни, но и свои фантазии, дает волю воображению, что помогает ему осознать и изменить свое отношение к тем или иным явлениям или событиям, и научиться компенсировать средствами искусства негативные переживания.
Для ребенка с ТНР занятия изобразительным искусством может оказаться и просто интересным хобби, которое поможет уберечь и защитить его от того, что мешает ему нормально развиваться и даст радость творчества, познания и общения, как с собственными произведениями, так и с окружающими людьми.
Исходя из этого, возникла необходимость создания дополнительной общеобразовательной (решаются задачи обучения, развития, воспитания) программы по изобразительному и декоративно-прикладному искусству для детей с ТНР. Данная программа определяет содержание кружковой работы во внеурочной деятельности и ориентирована на развитие творческих способностей детей.
Разработана указанная программа на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.Н. Неменского и авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд» Л.А. Поверенной. Программа дает базовые знания и служит подготовкой для дальнейшего обучения профессиональному изобразительному искусству.
Цель: – воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство; – развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Задачи: – развить способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; – совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира; – развить способности видеть проявления художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура, живопись и др.); – освоить первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества; – овладеть элементарной художественной грамотой; формировать художественный кругозор и приобрести опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствовать эстетический вкус.
Педагогические задачи:
Обучающие:
- сформировать понятие о декоративно-прикладном искусстве, базовые знания по изобразительному и декоративно-прикладному искусству;
- познакомить с основами живописи и рисунка;
- познакомить с видами ДПИ: конструирование из бумаги, технология изготовления изделий из, пластилина, глины;
- обучить основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму, пропорции, объем при изображении как графически, так и в цвете.
Развивающие:
- развить мелкую моторику руки, память, глазомер, внимание;
- воображение, фантазию, чувство формы и цвета, образное и пространственное мышление, художественный вкус;
- навыки общения.
Воспитательные:
- сформировать представления об общечеловеческих ценностях;
- воспитать бережное отношение к своим работам и работам своих товарищей; к кабинетному оборудованию; умение доводить начатое дело до конца;
- сформировать толерантность; чувство уважения к Родине, национальной культуре, родному городу;
- воспитать социально-активную личность через участие в выставочной деятельности и различных творческих акциях.
Здоровьесберегающие:
- сформировать мотивацию на здоровый образ жизни;
- научить здоровьесберегающим технологиям (сохранения зрения, правильная посадка во время работы, правилами техники безопасности труда и т.д.)
Коррекционные:
- совершенствовать умения ориентироваться в задании, планирования и последовательности выполнения работы;
- расширять словарный запас детей за счет специальной лексики, совершенствовать фразовую речь;
- способствовать повышению уверенности в своих возможностях.
Принципы:
- учета возрастных особенностей;
- учета интереса и возможностей учащихся (уровня подготовки);
- системности, доступности, последовательности;
- эмоционально-познавательной насыщенности деятельности;
- добровольности.
Программа рассчитана на 3 года обучения для детей 2-4 классов. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Формы организации обучения: групповая, звеньевая (для организации дифференцированного обучения с учетом творческих способностей и возраста, мотивации на получение допрофессиональных знаний).
Разделы программы (с учетом вариативных тем планов):
- Композиция
- Живопись
- Рисунок
- ДПИ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы. В результате изучения курса должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе:
- эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень
сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
- выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека
- использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, пластилина, глины.
В результате обучения будут сформированы основные компетенции:
Языковые компетенции:
- владение терминологией;
- умение четко формулировать, излагать свои мысли.
Социально-правовые компетенции:
- представления о безопасности жизнедеятельности;
- мотивация на личное и физическое здоровье (ЗОЖ);
- правила поведения в общественных местах;
- умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми.
Информационно-технические компетенции:
- умение творчески подойти к своим изделиям;
- мотивация на получение новых знаний;
- умение анализировать качество выполнения учебных заданий.
Формы оценивания и отслеживания результатов реализации программы
Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства;
Для отслеживания результатов реализации программы применяются различные методы. Диагностика (анкетирование, творчески задания) динамики художественного развития личности; определения результативности художественных и педагогических воздействий; активизации познавательной мотивации и творческих способностей. Так же проводится педагогическое наблюдение. Результативность обучающихся можно проследить по итогам выполнения творческих работ, участие в выставках, конкурсах, акциях, портфолио обучающихся. Каждый ребенок в течение календарного года принимает участие в конкурсах, выставках различного уровня, начиная от участия в выставках школьного объединения и заканчивая областными, региональными и всероссийскими конкурсами.