02.09.2019
Мир танца
Руководитель: Валерия Викторовна Грецкая,
Дополнительная общеобразовательная программа танцевальной студии разработана с учётом собственного педагогического опыта и на основе образовательных программ, в составлении которых было обращение к существующим традициям и сложившимся методам и формам обучения детей танцевальной технике. Это программы для детей младшего и среднего школьного возраста. «Хореография развития ребенка» В.П. Жуковой, « Ритмика и танец» И. Э. Бриске, «Театр танца» О.В. Усовой, а так же существующая типовая программа для детей с тяжелым нарушением речи под редакцией Т.С. Заляловой.
Актуальность занятий по реализуемой программе в танцевальной студии в контексте проблемы интеграции детей в социальную среду обуславливается многими причинами. Это возможность коррекции речевых отклонений, развитие физических функций и укрепление здоровья, формирование социально - значимых способностей, а так же художественного вкуса и ценностных ориентаций.
Коррекционная работа представлена на занятиях хореографией в виде специально организованных мероприятий по восстановлению эмоционально – волевой сферы ребенка, формированию познавательных функций, развитию речевой и двигательной активности.
Физиологическая роль движения заключается в тонизирующем влиянии на функциональное состояние мозга, в том числе и речевой зоны. Мышечная активность стимулирует речь. Чем гармоничнее и точнее движения, тем выше умственные способности ребенка.
Хореография благотворно влияет на развитие детей с ТНР: они овладевают двигательными навыками, ощущениями, мышечным чувством, приобретают четкость в движениях. Разнообразные движения, такие как ходьба, бег, подскоки, общеразвивающие упражнения, различные танцевальные элементы, благодаря сопровождению музыки, приобретают особую четкость, пластичность и ритмичность. Улучшается осанка, координация рук и ног.
Цель: преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции детей с патологией речи посредством занятий в танцевальной студии и, в конечном итоге, адаптация детей к условиям внутренней и внешней среды.
Задачи:
1.Развитие физических функций и укрепление здоровья.
2.Развитие психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление).
3.Развитие чувства ритма.
4.Формирование музыкальной культуры.
5.Формирование устойчивого интереса учащихся к танцевальному искусству.
6.Поэтапное овладение каждой возрастной группой основами танцевальной азбуки.
7.Формирование двигательных навыков и умений.
8.Развитие пластики, мимики жестов.
9.Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
10.Формирование пространственных представлений.
11.Развитие эмоциональной сферы.
12.Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма.
13.Изучение элементов танца, танцевальных композиций.
14.Закрепление полученных навыков в концертной деятельности.
Образовательный процесс строится исходя из следующих принципов: коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса, использования методов развития учащихся для реализации потенциальных возможностей детей, целостного комплексного подхода к воспитанию, коррекции и развитию.
Танец и музыка являются средством развития всех психических процессов ребенка, в определенной мере корригируют физические недостатки, пробуждает и стимулирует творческие силы и способности. Само овладение умениями и навыками хореографии вызывает восхищение у ребенка перед чудом творческого освоения мира. Он испытывает радость приобщения к творчеству. Важно сохранять и развивать эти чувства. На это направлены занятия в танцевальном коллективе. Они создают положительный эмоциональный настрой, снимают психическое напряжение, формируют гармоничную личность (терпение, организованность, работоспособность, добросовестность).
Занятия в танцевальной студии проводятся согласно дидактическим принципам:
- Строгая последовательность в овладении танцевальной лексикой и техническими приемами танца
- Системность и регулярность занятий
- Доступность в овладении техническими приемами
- Комплексность средств воздействия.
Структура построения занятий представляет собой законченную систему. Каждый следующий этап является логическим продолжением предшествующего, направлен на реализацию усложненных задач. Требует подключения новых, более высоких по своей организации уровней движений. Учащиеся среднего звена осваивают основные технические и выразительные приемы танца, опираясь на тот фундамент знаний, который был получен на первой ступени обучения.
На занятиях в 1 и 2 классах используются песни-пляски, в которых движения согласуются со словом. Например: «Ходим, гуляем, песни распеваем».
Массовые танцы создаются на основе изученных танцевальных элементов, они не требуют особого проучивания. Дети получают удовольствие от коллективного исполнения не сложных танцев, исполняемых под популярные детские песни или яркие легко запоминающиеся мелодии. Например: «Маленькие звезды», «Валенки», «Полька считалочка». Эти танцы создают атмосферу непринужденности и радости.
Особое место в обучении-воспитании детей занимают образно-игровые, сюжетно-ролевые танцы. В них, достаточно развернутая композиция рисунка с различными персонажами и характерными для них движениями. Танцы, создаваемые для детей должны быть понятными с привлекательными для них образами, которые они смогут проанализировать, опираясь на свой небольшой жизненный опыт. Такие как «Незнайка и его друзья», «Музыкант», «Школьный рэп», «Давайте танцевать», «Я стану капитаном» и др.
Учитывая моторные особенности детей с тяжелым нарушением речи, виды деятельности чередуются. Материал используется разнообразный и занимательный.