20.03.2019
Дислексия
или почему ребёнок плохо читает?
Дислексия (от
греческого Dis –
нарушение, отклонение от нормы, затруднение и Lego – читать) – это состояние, основное
проявление которого – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком
чтения.
Виды дислексий:
- Аграмматическая дислексия – недоразвитие
грамматического строя речи.
- Вербальная – нарушение при чтении слов.
- Литеральная – нарушения при изолированном узнавании
и различении буквы.
- Мнестическая – трудности усвоения всех букв, их
недифференциация, замены.
- Оптическая – трудности усвоения и смешение сходных
графических букв, их замены.
- Семантическая – нарушения понимания прочитанных
слов, предложений при правильной технике чтения.
- Тактильная – у слепых детей трудности в
дифференциации тактильного восприятия букв азбуки Брайля.
- Фонематическая – связана с недоразвитием функций
фонематической системы, звуко-буквенного анализа.
Виды
специфических ошибок:
1)
Замена букв по принципу сходства соответствующих
им звуков.
В основе этих ошибок чаще всего лежит неразличение
ребенком на слух соответствующих звуков, т.е. несформированность
фонематического слуха.
2)
Искажение звуко-слоговой структуры слов и
нарушение границ между словами в предложении.
Основная причина этих ошибок заключается в том, что ребенок
не овладел звуко-слоговым анализом слов.
3)
Аграмматизмы в письме и чтении.
Если у ребёнка имеются арнамматизмы в устной речи, то
это обязательно проявится при чтении и самостоятельном письме. Такому ребёнку
трудно усваивать грамматические правила и уточнять написание безударных
гласных. Это объясняется тем, что отставание в речевом развитии не даёт ребёнку
чувствовать родство слов, поэтому не формируется навык подбора нужного
проверочного слова.
4)
Замена букв по принципу оптического сходства и
искажённое их написание или прочитывание.
Эти замены обусловлены несформированностью
зрительно-пространственных представлений. По этой причине ребёнок затрудняется
в различении сходных по начертанию букв, как бы не замечая мелких различий
между ними.